Для ТЕБЯ - христианская газета

Добро и Зло
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Добро и Зло


Добро и Зло

…задача для человека состоит в том, чтобы научиться различать
истину и ложь, добро и зло и делать самостоятельный выбор
Еловиков Ю.М. О духовной эволюции

Постановка проблемы

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
”Что такое хорошо, и что такое плохо?”
Маяковский В.В.

Статья это несколько сумбурна и не до конца проработана. Но…

Утомили диспуты на темы морали и нравственности, особенно, на телевидении. Все о чем-то рассуждают, “формируют” мировоззрение, а понятия о существе основополагающих вещей не имеют. В результате, бесконечно блуждают в “трех соснах” и “берут друг друга на голос”.

Поэтому, извини, читатель, если, что не так. Но терпеть - сил нет.

Так, что же будоражит достопочтенную публику?

А вот то, что нет у нее ясного представления о том, что такое  хорошо, и что такое плохо.

А ведь, именно оно, позволяет верно сориентировать личностное бытие в рамках бытия общественного и, сохраняя достоинство в глазах окружающих, обрести самоуважение и уверенность в себе.

И это несмотря на то, что, практически с рождения, каждому человечку, это знание предоставляют все кому не лень - и семья, и государство, и общественные институты, и науки, и т.д. и т.п.

И все они, как один, заботятся о том, чтобы он, руководствуясь им по жизни, прежде всего, не входил в конфликт с себе подобными и успешно адаптировался в окружающем социуме.

Почему же тогда стремление избежать конфликта с обществом и успешно в него вписаться, руководствуясь соответствующими правилами и рекомендациями, вдруг приводит к конфликту с самим собой? И наоборот…

Видимо, все-таки, что-то не совсем так с этим самым знанием. А с ним, и с нормами морали, и нравственности.

И тогда он, в силу своих духовных и интеллектуальных задатков, пытается во всем разобраться самостоятельно.

Ведь, оказывается - прописанной истины нет.

Но может, ее и нет вовсе?

Многие же считают, что все вообще относительно – а если так, то и, вроде бы, никак и не отличить хорошее от плохого(конечно, если только это однозначно не определено какими-либо нормативными актами и, прежде всего, той страны в которой ты проживаешь - шутка…).

В  каждом конкретном случае, все зависит от обстоятельств и контекста. Здорово, правда? Хорошее, плохое –  в сущности, одно и то же.

А может, действительно, вообще, нет ни хорошего, ни плохого? Ну, за исключением самих слов.

Казалось бы все так. Но, думая о себе любимом, человек осознает - может для кого и относительно, а для меня - вполне определенно. Вот это - плохо, а это - хорошо. А что для меня - хорошо, для другого - плохо? Или не всегда? Но некоторые вещи - всегда.

А как же должно тогда быть, чтобы и для меня - хорошо, и для другого - тоже? И -  всегда?

Может быть, совесть поможет прояснить ситуацию?

Но “избрать совесть в качестве единственного нравственного ориентира - путь к безудержному субъективизму“ [Кайдалов Е.В. Человечность Христа].

И потом, она у всех разная, так как “…включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины…” [Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, "Питер", 2001 г., с. 115].

Ну, очень все индивидуально, а, следовательно, неопределенно.

Опять что-то не то.

Так что же может помочь задумавшемуся человеку?

Прежде всего, понимание того, что, смысл простого житейского вопроса: “Что такое хорошо и что такое плохо?” заключается в желании познать Истину в определении различий между Добром и Злом.

И как следствие - ясного представления об их существе и о несомненных ориентирах в самом процессе этого познания.

Термины и определения

Итак, что же это такое - Добро и Зло?

Задаваясь этим вопросом, придется обратиться к философии. И, в частности, к этике.

В настоящее время существуют различные трактовки  этих понятий.

Наиболее распространенные -

 Добро и Зло -

 “понятия, выражающие морально положительное и отрицательное значение явлений» [Апресян Р.Г. Этика. Общий курс: План и программа. - М.:ИФ РАН, 2001];

"категории этики, выражающие нравственно-положительную и нравственно-отрицательную стороны в действиях и поступках человека" [Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996 г., с.141];

"нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщенной форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой – нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности" [Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). М., 1970-1978 г., т.8, с.371];

оценка чего бы то ни было с точки зрения блага (например, у Платона [Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993 г.] и Н.Гартмана [Гартман Н. Этика. «Владимир Даль», Санкт-Петербург, 2002 г.].

Но есть и другие, в частности -

Добро и Зло “осознаются как особого рода ценности, которые не касаются природных или стихийных событий и явлений. То, что совершается само по себе, т.е. стихийно, может иметь благие или злые последствия для человека…Добро и зло характеризуют намеренные действия, совершенные свободно, т.е. поступки”[Гусейнов А., Апресян Р. Этика. М., 1998 г., с. 243];

или,

Добро есть то же, что и Зло, а Зло - то же, что Добро. Уменьшение же Добра есть Зло (честно говоря, не помню автора);

или,

Добро и Зло - некие моральные и духовные добро и зло [Сабиров В.Ш. Проблема добра и зла в христианской этике];

или,

Добро – “некая высшая сущность, получающая воплощение в различных формах - в индивидуальном бытии человека, в религии и церкви, в истории человечества” - об основе философии Соловьева [Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003 г.]

и т.д. и т.п.
Единообразия, как говорится, нет, но общее присутствует - объяснения сущности  Добра и Зла, ограничиваются пространными рассуждениями за рамками их лингвистического смысла и взаимосвязи с иными, философскими понятиями. Т.е., по сути дела, вне какой бы то ни было языковой системы (прямо Вавилон какой-то, честное слово), что само по себе является ошибочным с точки зрения научного подхода к данной задаче.

А есть ли, вообще, эти системы?

Да, конечно, есть. Так или иначе, они уже сложились, и, прежде всего, это энциклопедические словари.

В частности, в этой статье, в качестве такой языковой системы, принят Большой Энциклопедический словарь. Все-таки это то, что общепринято называть настольной книгой народных масс. И эту его особенность  можно трактовать как факт того, что сведения, представленные в нем, есть наиболее бесспорные и, даже общепринятые, в настоящее время.

Итак, для того чтобы разобраться в том, что такое Добро и Зло, за основу взята языковая система - Большой Энциклопедический словарь.

А ниже, в алфавитном порядке, представлены его трактовки основных понятий, относящихся к интересующему нас вопросу.

АНТАГОНИЗМ (ОТ ГРЕЧ . ANTAGONISMA – СПОР, борьба), противоречие, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций.

БЫТИЕ - философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно-идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), бытие личности.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественно-исторических явлений; понятие действительности употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости.

ДОБРО И ЗЛО - наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности.

ДУХ - философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Дух истолковывается как субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме - воля, чувство, воображение.

ИДЕАЛИЗМ (ФРАНЦ . IDEALISME от греч. idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое – вторично.

ИСТИНА - соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). В современной логике и методологии науки классическая трактовка истины как соответствия знания действительности дополняется понятием правдоподобности - степени истинности и соответственно ложности гипотез и теорий.

КАТЕГОРИИ (ОТ ГРЕЧ . KATEGORIA - ВЫСКАЗЫВАНИЕ; ПРИЗНАК) - в философии - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики. Материя и сознание, пространство и время, причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность, и др.

МАТЕРИАЛИЗМ (ОТ ЛАТ . MATERIALIS - ВЕЩЕСТВЕННЫЙ) - философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи.

МОРАЛЬ (ОТ ЛАТ . MORALIS - НРАВСТВЕННЫЙ) - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой.

ОБЪЕКТ (ОТ ЛАТ . OBJECTUM - ПРЕДМЕТ) - философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект.

ПОЗНАНИЕ - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

ПОНЯТИЕ - 1) в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. 2) В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

РЕЛИГИЯ (ОТ ЛАТ . RELIGIO – НАБОЖНОСТЬ, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).

СОЗНАНИЕ - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА - философские категории; содержание - определяющая сторона целого, совокупность его частей; форма - способ существования и выражения содержания. Воспроизводимые сознанием всеобщие связи и отношения действительности при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления (понятия, суждения, умозаключения). В произведениях искусства содержание (художественно отраженные явления жизни в их оценочном осмыслении; синонимы: идейно-тематическая основа, художественный смысл, идея) и форма (комплекс выразительных средств) составляют нерасторжимое единство.

СУБЪЕКТ (ОТ ЛАТ . SUBJECTUS - ЛЕЖАЩИЙ ВНИЗУ - находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

СУЩНОСТЬ - философская категория, это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений.

ЦЕННОСТЬ - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках.

ЭТИКА – (ГРЕЧ . ETHIKA от ethos - обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: Этика Б. Спинозы - учение о субстанции и ее модусах. Этика - наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи т. н. автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах.

ЯВЛЕНИЕ - философская категория, то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.

 

Аналитика

роль философии - к анализу языка научной теории.
Цель философии - логическое прояснение мыслей.
Результат философии - не некоторое количество «философских представлений», но прояснение предложений
Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958 г., с. 50.


А теперь разберемся, все ли на самом деле так, как толкует Большой Энциклопедический словарь.

Итак, Добро и Зло – “категории этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности”.

Подставив термин “категория” получаем:

Добро и Зло – “ наиболее общие и фундаментальные понятия этики, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности”.

В итоге имеем:

Добро и Зло - существенные, всеобщие свойства и отношения либо неопределенных явлений действительности и познания, либо нравственных ценностей, если имеется ввиду, что они и есть те самые явления.

Достаточно странное получается утверждение и странность его, прежде всего в том, что как явлений Добра и Зла нет, но они возникают как свойства и отношения, характеризующие либо некие неопределенные явления, либо явления, представляющие собой нравственные ценности.

Тяготея к определенности, будем считать, что это все-таки нравственные ценности, и тогда –

Добро и Зло - существенные, всеобщие свойства и отношения нравственных ценностей, где нравственные ценности – явления действительности и познания.

 

Теперь попытаемся разобраться с тем, что же такое нравственная ценность. Заметим, что такого термина в словаре нет, но есть нравственность и ценность.

 

Нравственность(перефразируем соответствующее определение без изменения его смысла) - способ регуляции действий человека в обществе с помощью норм, получающих идейное обоснование должного, справедливости и т. п., санкционируемых формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

Тогда,

нравственные ценности – ценности, способа регуляции действий человека в обществе с помощью норм, получающих идейное обоснование должного, справедливости и т. п., санкционируемых формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

Подставив термин “ценность” получаем:

нравственная ценность – значимость объекта окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, в(добавлено мной для согласования) способе регуляции действий человека в обществе с помощью норм, получающих идейное обоснование должного, справедливости и т. п., санкционируемых формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

 

Объекта окружающего мира? Что это за объект? Откуда он взялся? Непонятно.

Если под этим объектом подразумевается способ регуляции действий человека в обществе и т.д. – короче, нравственность, откуда тогда берутся нормы? Которые, получают идейное обоснование и санкционируются формами духовного воздействия. Произвольно? Отталкиваться при их определении не от чего.

 

В итоге, однозначно определить, что же такое нравственная ценность нам так и не удалось.

 

Мало того, что нравственные ценности предопределяют Добро и Зло, как свойства и отношения (только вот непонятно чего) - нет их – нет и Добра и Зла, так еще и сами по себе ничем однозначно не определяются.

 

В итоге, напрашивается просто жуткий вывод -

если некие, непонятно откуда взявшиеся нормы, санкционируемые формами духовного воздействия общества, тоже неизвестно на чем основанные, составляют нравственность, у которой есть неопределенные ценности, и которые, в свою очередь, и приобретают свойства и отношения в форме Добра и Зла, неизвестно по отношению к чему – то, что ж это за нравственность такая, совершенно ничем однозначно неопределенная – то ли она нравственность, то ли безнравственность? Не поймешь. Да и со свойствами и отношениями та же петрушка – сравнивать то не с чем. То ли это Добро, то ли Зло? То ли, вообще, одно и тоже?

 

То с чего начали, к тому же и пришли – к неопределенности в трактовке Добра и Зла, и через это к полной неясности в различии хорошего и плохого!

Какой простор для оправдания любых пороков и мерзостей!

 

И еще, отдельно, по поводу Зла как нравственной ценности.

Разве может быть нравственная ценность отрицательной? А может быть равной нулю? Единственно, что можно было бы сказать, в данном случае – Зло - категория этики, являющаяся антагонизмом понятию Добро, т.е. антинравственная ценность.

 

Почему же возникло столь противоречивое определение?

На мой взгляд, это объясняется, сугубо материалистическим восприятием этих понятий. Добро и Зло нельзя “пощупать”, их ведь просто нет как материальных явлений окружающего мира. Соответственно, нельзя и  познать. И истину, в данном случае, как соответствие знания действительности, определить тоже невозможно.

 

Ошибка же здесь в том, что явления Добра и Зла находятся вне материальной составляющей бытия – в духовной сфере. А к объектам духовного мира  не применимо механистическое восприятие (или чисто материалистические методы познания).

Безотносительно того, “щупаем” мы их, или нет,  Добро и Зло были, есть и будут. Не знаю, почему, но об этом все знают.

И обретаются они в духовной сфере - и это тоже, почему-то, всем известно.

Поэтому,

в данном случае, необходимо просто констатировать факт(априори) -

Добро и Зло - явления духовной составляющей действительности. И, следовательно, у них, как и у всех явлений, есть соответствующие свойства и отношения. А вот познаются эти свойства и отношения, главным образом,  “методом проб и ошибок”, заключающемся в их декларации и проверке общественно-исторической практикой, с точки зрения их позитивности или негативности по отношению к процессу создания совершенного Человека как высшей сущности материального мира, единственно обладающей духовным потенциалом.

 

Здесь можно отметить возможность исторических заблуждений в процессе заявления этих свойств, но это - нисколько не подрывает факта абсолютности существования явлений Добра и Зла как таковых.

Можно рассматривать как отдельный вопрос, откуда или из чего исходят эти декларации и насколько они безапелляционны, но это уже другая ипостась исследований явлений Добра и Зла, которой может быть посвящена другая работа, характер которой будет не столько философский, сколько исторический.

 

Короче, Добро и Зло – не категории, это Субъекты и Объекты этики, а еще точнее Бытия, на основе которых формируется мораль и нравственность. Т.е. –  суть сами по себе явления Бытия, изучаемые наукой о нравственности - этикой, благодаря которым она, собственно, и возникла.

Добро и Зло как явления имеют свойства и отношения. Они – абсолютны и антагонистичны.

А адекватное определение существа антагонизма между Добром и Злом – есть познание Истины, предопределяющей эталоны нравственности – нравственные ценности, на основе которых создаются нормы, составляющие способ регуляции действий человека в обществе.

И, в свою очередь, Истина, как и Добро и Зло – так же абсолютна.

 

И еще одно заявление -

явления Добра и Зла - глобальны и всеобъемлющи, и в совокупности представляют собой - Духовное Бытие.

И, отсюда, вывод - все, что не есть Добро – Зло.

 

И тогда, получается, то, что не есть истинная нравственная ценность – не нравственная ценность, и если это не истинная нравственность – это безнравственность.

Как, оказывается, все просто!

 

Следует отметить, что Духовное Бытие свойственно исключительно сознательным существам, т.е., прежде всего - человеку. Для существ, не наделенных сознанием,  Добра и Зла как явлений - нет, как нет и никакого антагонизма в их свойствах и отношениях. В связи с этим, только человек в состоянии понять, что нравственно, а что нет, и руководствоваться этим пониманием в своей жизненной практике.

Здесь сам собой напрашивается вывод – персональная нравственность человека, в конечном счете, определяется глубиной познания абсолютной Истины, предопределяющей эталоны нравственности, и характеризует то, насколько человек Человек, а не бессознательная скотина.

Поскольку человек в состоянии познавать абсолютную Истину(пусть не до конца - в какой-то части), он способен утверждать эталоны нравственности как в окружающей действительности, так и в самом себе. У него есть абсолютная свобода выбора в плане принятия решения - быть ему нравственным или нет. И, соответственно, на чью сторону в “острой борьбе” ему становиться - Добра или Зла.

И с него, в этом смысле, и спрос, как со стороны внешних репрессивных сил, так и посредством личностных душевных переживаний.

Таким образом, говоря об оценке личности как Человека, следует отметить -

глубина понимания различий между Добром и Злом характеризует ее духовную развитость,

а уровень осознанной безнравственности определяет степень ее мерзостности.

И думаю, Истина в понимании Добра и Зла открывается, прежде всего, в личностном восприятии, т.к., в данном случае, человек воспринимает их свойства ”через себя любимого”, а это куда убедительней каких бы то ни было общественных надобностей и требований.

 

Все вышесказанное, в принципе – не новость. Человечество уже давно догадалось о том, что Добро и Зло явления Бытия. И именно это заложено в основу разнообразных религиозных догм, разнящихся между собой только характером свойств, приписываемых этим явлениям.

Добро и Зло явления Бытия” - вот главный стержень любой религии.

Поэтому всякая религия представляет собой, прежде всего, этическое учение.

Очень показателен в этом смысле пример Конфуцианства.

Возникнув в Китае как учение философа Конфуция (551–479 гг. до Р. X.) о добродетелях, предопределяющих гармонию в жизни людей, со временем, оно было наполнено  религиозным содержанием. “…центральной в его учении была этическая часть, касающаяся вопросов нравствен­ного развития. Это вероучение до такой степени укоренилось в Китае, что его основатель Конфуций после  смерти был обожествлен” [Порублев Н. В. Культы и мировые религии. «Благовестник», 1994 г.].

 

Поэтому, говоря о Добре и Зле как о явлениях Бытия, следует признать, что главным декларантом их свойств и отношений на протяжении многих веков сознательной жизни человечества, в конечном счете, была и до сих пор есть, именно религия. Причем, религия – в широком смысле слова, лежащем за пределами соответствующей трактовки Большого Энциклопедического словаря. Душепопечительство, духовность – основная сфера приложения ее усилий. Религиозность человека, даже номинальная, предопределяет его нравственность.

Изучая историю религии можно наблюдать, как человечество, познавая свойства и отношения Добра и Зла, ошибалось и исправляло свои ошибки.

Приемлемость же тех или иных религиозных канонов как этических учений, претендующих на Истину, определяющую существо антагонизма между Добром и Злом, заключается в соответствии их содействия естественно-историческому процессу созидания гармоничной духовно развитой личности как венца материального мира.

 

 

Некоторые выводы

 

  1. Что такое хорошо и что такое плохо – вопрос философской этики о Добре и Зле.
  2. Общепринятые трактовки  Добра и Зла, изначально предполагают неопределенность в их понимании, в результате чего формируется искаженное мировоззрение, предполагающее простор для оправдания любых пороков и мерзостей.
  3. Добро и Зло - явления Бытия.
  4. Добро и Зло в совокупности - Духовное Бытие.
  5. Добро и Зло - абсолютны и антагонистичны.
  6. Все, что не есть Добро - Зло.
  7. Истина в познании антагонизма между Добром и Злом - абсолютна.
  8. Добро и Зло - Субъекты и Объекты этики, на основе которых формируется мораль и нравственность.
  9. Способность различать хорошее и плохое заложена в способности адекватного определения существа антагонизма между Добром и Злом.
  10. Хорошо - все то, что обладает свойствами Добра.
  11. Плохо - все то, что обладает свойствами Зла.
  12. При проблематичности в определении Истины в существе антагонизма между Добром и Злом, прежде всего, следует обращаться к господствующим религиозным канонам, как к традиционным этическим учениям, декларирующим свойства  Добра и Зла, проверенные общественно-исторической практикой.
  13. Приемлемость религиозных канонов как этических учений, претендующих на Истину в познании антагонизма между Добром и Злом, определяется их позитивностью по отношению к процессу создания совершенного Человека как высшей сущности материального мира, единственно обладающей духовным потенциалом.

 

 

p.s.

 

Вот еще прочитал:

“Добро есть единство и незнание, а зло – множественность и знание“[Станишевский О. Б.  Станишевский О. Б. Онтологические определения понятий культура и цивилизация, добро и зло, свобода и воля].

Сам автор не потрудился дать определения того, что он понимает как множественность и знание. Поэтому оглянемся опять на Большой Энциклопедический словарь.

Множественности в нем нет, а вот знание – “форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека”. Выделяют различные виды знания: обыденное (здравый смысл), личностное, неявное и др. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов.

 

В итоге - Зло - результат познавательной деятельности? А что же в данном случае познается?

Или не познается(это, если о Добре). Непонятно! И т.д. по тексту ЗНАНИЯ.

Про единство и множественность поэтому, вообще, говорить не буду.

 

 

Ссылки

 

  1. Апресян Р.Г. Этика. Общий курс: План и программа. - М.:ИФ РАН, 2001 http://ethics.iph.ras.ru/program/program.html
  2. Большой Энциклопедический словарь http://metromir.ru/downloads/?id=3
  3. Еловиков Ю.М. О духовной эволюции http://www.itheology.ru/art/statia7.shtml
  4. Кайдалов Е.В. Человечность Христа http://t-works.narod.ru/4-3.html
  5. Сабиров В.Ш. Проблема добра и зла в христианской этике http://www.pagez.ru/olb/055.php
  6. Станишевский О. Б. Онтологические определения понятий культура и цивилизация, добро и зло, свобода и воля http://filosofia.ru/literature/stanishevsky/civilization.shtml

 

 

Библиография

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003 г.
  2. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). М., 1970-1978 г.
  3. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958 г.
  4. Гартман Н. Этика. «Владимир Даль», Санкт-Петербург, 2002 г.
  5. Гусейнов А., Апресян Р. Этика. М., 1998 г.
  6. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993 г.
  7. Порублев Н. В. Культы и мировые религии. «Благовестник», 1994 г.
  8. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996 г.
  9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург, "Питер", 2001 г.

 

Плешаков А.В.

Сентябрь 2006 г.

Об авторе все произведения автора >>>

Александр Плешаков, Казахстан

e-mail автора: aple@topmail.kz

 
Прочитано 22092 раза. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Bekchi 2007-02-16 22:42:42
Уважаемый автор. Вы, действительно, заблудились. Искать ответы на вопросы бытия о добре и зле нужно не в философиях и БСЭ, ни у Маяковского, ушедшего из жизни с помощью пистолета... Было бы очень интересным, если бы вы в разделе Теология, рассмотрели вопросы добра и зла с позиции Библии. Удивительны Псалмы, которые говорят: о, если бы вы были горячим или холодным и удивили Нас... А вы - теплы. Это и есть ответ на вашу растерянность. Между Добром и злом, лежит огромная пропасть - то самое аморфное состояние души, которое заставляет человека думать: ни о чем. Та ленивая теплота, которая заставляет человека философствовать, а не побуждать к действию. Она очень удобна для зла. Ибо, кто не против вас, тот с вами... Если бы вы начали рассуждать с позиции Библейской мудрости, то исследовав, вы бы написали: мудрость - страх совершить зло. Невозможно о трансцедентальных, вне пространственно -временных понятиях судить человеческими, ограниченными вибрациями его души, категориями. Расправьте крылья вашего духа! Не бойтесь сказать правду! Начав рассуждения о добре и зле - вы уже поставили свою совесть на весы бытия, вы уже встали на путь духовный. Нужно просто и спокойно определиться: холодный или горячий? С мудростью или безрассудством? категории хорошо или плохо - не философские категории, - это категории всей человеческой жизни! Именно для решения этого важнейшего вопроса весов жизни, человек и приходит в мир нас окружающий. А вот с чем уходит? Не заблудитесь!
 Комментарий автора:
Дорогой мой комментатор,
не хотелось бы, чтобы мой ответ показался Вам несколько резковатым, но позволю себе заметить:

>Уважаемый автор. Вы, действительно, заблудились.

мне кажется странным начинать обращение к собеседнику с безопеляционного заявления типа: “ну и дурак же ты, уважаемый“. Ну да ладно…
Теперь, по существу:

>Искать ответы на вопросы бытия о добре и зле нужно не в философиях и БСЭ, ни у Маяковского, ушедшего из жизни с помощью пистолета...

Не понял, почему нельзя искать “ответы на вопросы бытия“ в философиях
ФИЛОСОФИЯ (ОТ ФИЛ ... И ГРЕЧ. SOPHIA - МУДРОСТЬ) - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика
и БСЭ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (ОТ ГРЕЧ . ENKYKLIOS PAIDEIA - ОБУЧЕНИЕ ПО ВСЕМУ КРУГУ ЗНАНИЙ) - научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний.
А Маяковский – конечно же не учитель, а просто поэт. И тем уже интересен.

>Было бы очень интересным, если бы вы в разделе Теология, рассмотрели вопросы добра и зла с позиции Библии.

Почему же именно Библии, а не Корана или Талмуда. Ведь “в строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу”.
Все это – частности …и “это уже другая ипостась исследований явлений Добра и Зла, которой может быть посвящена другая работа, характер которой будет не столько философский, сколько исторический“.
А эта работа – о явлениях Добра и Зла как таковых. Хотя, не скрою, хотелось бы изложить свою точку зрения по поводу “Приемлемости … тех или иных религиозных канонов как этических учений, претендующих на Истину, определяющую существо антагонизма между Добром и Злом”. И, прежде всего, посвященную Христианству(но подчеркну – не исключительно Библии).

>Удивительны Псалмы, которые говорят: о, если бы вы были горячим или холодным и удивили Нас... А вы - теплы. Это и есть ответ на вашу растерянность.

С моей точки зрения, растерянность – следствие незнания и непонимания существа предмета, а когда есть аргументированная доктрина(пусть ошибочная – так опровергни ж ее!) – это уверенность.

>Между Добром и злом, лежит огромная пропасть - то самое аморфное состояние души, которое заставляет человека думать: ни о чем.

Как же так - можно думать, и ни чем?! Потрясающе! А о чем мы тогда, вообще-то, толкуем?

>Та ленивая теплота, которая заставляет человека философствовать, а не побуждать к действию. Она очень удобна для зла. Ибо, кто не против вас, тот с вами... Если бы вы начали рассуждать с позиции Библейской мудрости, то исследовав, вы бы написали: мудрость - страх совершить зло.

Опять не понял – почему я должен был рассуждать о мудрости? И о какой мудрости - как таковой или о исключительно библейской? А, кроме библейской, другая мудрость есть?
Да и “нельзя объять необъятное”. Да и еще и в локальной статье.

>Невозможно о трансцедентальных, вне пространственно -временных понятиях судить человеческими, ограниченными вибрациями его души, категориями. Расправьте крылья вашего духа! Не бойтесь сказать правду! Начав рассуждения о добре и зле - вы уже поставили свою совесть на весы бытия, вы уже встали на путь духовный. Нужно просто и спокойно определиться: холодный или горячий? С мудростью или безрассудством?
категории хорошо или плохо - не философские категории, - это категории всей человеческой жизни! Именно для решения этого важнейшего вопроса весов жизни, человек и приходит в мир нас окружающий.

Красиво. Но…
Метафоры, конечно же, обогащают нашу речь, но анализируя предмет(объект, субъект), во избежание двусмысленностей и обструкций, все-таки, следует пользоваться терминами и определениями. И все будет ясно и понятно. И кто прав, а кто не очень.

>А вот с чем уходит? Не заблудитесь!

Попытаюсь.

Олег 2008-08-09 10:39:47
Занятный сайт на эту тему:
dobro-i-zlo.narod.ru
 
читайте в разделе Теология обратите внимание

Дневник по книге пророка Исайи - Николай Погребняк
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Пророк Исайя отчаянно пытался передать свое ощущение постоянной близости Творца другим. Он хотел поделиться своей верой, наполнить ею сердца своих собратьев, чтобы они могли посмотреть на происходящее его глазами и увидеть духовные причины грядущего Ассирийского порабощения.

Библейские исследования. Книга Жизни. - Инна Гительман
Все переводы сделаны мною с помощью Господа.

Наследие Христово. Обетования и предупреждения Христовы - Виталий Александров

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Поэзия :
Элегия - Александр Грайцер

Поэзия :
Мой Афганистан - Александр Харютин

Поэзия :
Так прекрасно стало - Александр Бежецкий(Саня, сашок, санчес ака Бегун, бежа)
Это так прекрасно-просто великолепно

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.4orU.org - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting




Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум